Памяти киевских трамваев + Комитет "Киевляне за общественный транспорт":: Форумы:: ЧаВо

ЧаВо, он же FAQ

Если вы новичок на форумах — попробуйте заглянуть сюда, прежде чем задавать ваш вопрос!


1. Подвижной состав

1.1. Как узнать по бортовому номеру трамвая, какому депо он принадлежит?
1.2. Как узнать по бортовому номеру троллейбуса, какому депо он принадлежит?
1.3. Куда делся ЛАЗ-Е301 номер 2601?
1.4. Куда делся ЮМЗ-Т2 номер 501?
1.5. Откуда взялись троллейбусы 2916, 2917 на маршрутах 1-го депо? 2918, 2919 на маршрутах 3-го депо?
1.6. Откуда взялись троллейбусы 1111, 1112, 2504, 2505 на маршрутах 4-го депо?

2. История

2.1. Когда был пущен электрический трамвай в Киеве? По какому маршруту?
2.2. Киевский трамвай был первым в Российской империи — и вторым в Европе?
2.3. Электрический трамвай (в частности, киевский) — изобретение полтавчанина Ф.А. Пироцкого?
2.4. Когда была пущена конка в Киеве? По какому маршруту?


1. Подвижной состав

1.1. Как узнать по бортовому номеру трамвая, какому депо он принадлежит?
До начала 2000-х годов серии бортовых номеров распределялись так (с небольшими исключениями):
Дарницкое: 51**, 53**, 56** (Т3), 0** (Т6);
Имени Красина (ныне Подольское): 52**, 59** (Т3);
Имени Шевченко: 54**, 55**, 60** (Т3), 3** (Т6);
Лукьяновское (ныне слито с Подольским): 57**, 58** (Т3).
В целом эта нумерация сохранилась, но, ввиду довольно многочисленных в последнее время передач между депо, наверняка определить принадлежность по бортовому номеру невозможно. Скажем, 5910 — в депо имени Шевченко, 5992 — в Дарницком, а 5613 — в Подольском.
Разумеется, если трамвай встречен на левом берегу, то он может быть только из Дарницкого депо, на правом — из депо имени Шевченко или Подольского.

1.2. Как узнать по бортовому номеру троллейбуса, какому депо он принадлежит?
1-е депо: 1**, 100* (Skoda 14Tr), 11** (Авиант К12.03), 16** (ЛАЗ Е301), 17** (МАЗ-103Т), 19** (ЛАЗ Е183);
2-е депо: 2**, 20** (14Tr), 24** (ЮМЗ Т1), 25** (К12.03), 2601 (К12.04), 26** (Е301), 27** (МАЗ-103Т), 29** (Е183), 450–495 (Skoda 15Tr);
3-е депо: 3**, 4** (14Tr), 5** (ЮМЗ Т2), 36** (Е301), 37** (МАЗ-103Т), 39** (Е183);
4-е депо: 40** (К12.03), 42** (ЮМЗ Т2), 43** (Богдан Е231), 46** (Е301), 48** (ЮМЗ Е186).
Исключения: 315, 360, 397, 2009, 2030, 2916, 2917 — 1-е депо; 2918, 2919 — 3-е депо; 1111, 1112, 2504, 2505 — 4-е депо.

1.3. Куда делся ЛАЗ-Е301 номер 2601?
Он никогда не существовал, потому что 2601 — это единственный в Киеве К12-04. Нумерацию Е301 2-го депо начали с 2602.

1.4. Куда делся ЮМЗ-Т2 номер 501?
Передан в 2002 (?) году в Северодонецк, где ходил (ходит?) под этим же номером.

1.5. Откуда взялись троллейбусы 2916, 2917 на маршрутах 1-го депо? 2918, 2919 на маршрутах 3-го депо?
2916 и 2917 передали из 2-го депо в 1-е сразу после получения ими бортовых номеров и еще до начала эксплуатации, в 2006 году. Бортовые номера менять не стали. Тогда же и таким же образом 2918 и 2919 передали из 2-го депо в 3-е.

1.6. Откуда взялись троллейбусы 1111, 1112, 2504, 2505 на маршрутах 4-го депо?
В 2005 году, ввиду критической ситуации с подвижным составом в 4-м депо, туда были переданы по два К12.03 из 1-го (1111, 1112) и 2-го (2504, 2505) депо. 2504 попал в аварию в 2007 году.


2. История

2.1. Когда был пущен электрический трамвай в Киеве? По какому маршруту?
По старому стилю — 1 июня, по новому — 13 июня 1892 года.
В литературе широко распространены по крайней мере две ошибочные версии:
1) 2 мая 1892 года. Это не день пуска, а день (по старому стилю), следующий за днем доставки первых электрических вагонов в Киев (Киевлянин, 2 мая 1892). Они были впервые испытаны на ровном участке 7 мая и на подъеме 8 мая, а пассажирское движение началось в понедельник, 1 июня (Киевлянин, 1 июня 1892).
2) 14 июня 1892 года. Эта дата официально отмечается в качестве годовщины пуска трамвая; однако она образована путём ошибочного пересчета со старого стиля на новый (в XIX веке, в отличие от XX, разница между двумя календарями составляла не тринадцать, а двенадцать дней).
Маршрут первого электрического трамвая — от Царской (Европейской) до Александровской (Контрактовой) площади. Часто встречающееся утверждение "от Царской до Почтовой площади" неверно.

2.2. Киевский трамвай был первым в Российской империи — и вторым в Европе?
Первым в империи — да, вторым в Европе — нет. В Берлине первый трамвай пошел в 1881 г., в Будапеште — в 1887, в Праге — в 1891 (и есть еще немало городов в Европе, опередивших Киев).

2.3. Электрический трамвай (в частности, киевский) — изобретение полтавчанина Ф.А. Пироцкого?
Нет.
Пироцкий, судя по всему, действительно проводил опыты по движению вагонов посредством электричества. Однако ни в одном русском источнике конца XIX — начала XX века, повествующем об устройстве киевского трамвая, фамилия Пироцкого ни разу не упоминается. Напротив, говорится, что трамвай устроен по системе Спрага.
Насколько нам известно, впервые о Пироцком как об изобретателе трамвая было заявлено в начале 1950-х годов Б. Ржонсницким. Сделанное им утверждение, будто Сименс заимствовал идеи Пироцкого, не сопровождается ссылками на документы или свидетельства; с другой стороны, его заявление о том, что первые киевские вагоны делались не по заграничным образцам, прямо противоречит киевскому же источнику (В.В. Игнатович-Завилейский. Электрический трамвай в Киеве. Киев, 1894, с. 36), где явно указывается, что тележка одного из вагонов была привезена из Бостона (США). Соответственно, утверждения Ржонсницкого касательно приоритета Пироцкого не вызывают доверия.

2.4. Когда была пущена конка в Киеве? По какому маршруту?
30 июля (11 августа) 1891 года, по маршруту от станции "Лыбедь" (у нынешней ст. метро "Лыбедская") до угла Большой Васильковской и Жандармской (Саксаганского).
Другие даты: 18 (30) июля 1891 — начало пробных, бесплатных рейсов конки по тому же маршруту; 6 (18) августа 1891 — продление линии до Европейской гостиницы.
Приведенная в книге "Киевский трамвай за 40 лет" дата 20 июля (ст.ст.) 1891 года неверна. Уведомление о начале деятельности Общества КГЖД, о котором там упоминается, было послано не 20 июля, а 20 июня (ГАКО, ф. 9, оп. 2, д. 206, л. 261), и не совпадало с открытием движения конки.


© Стефан Машкевич, 2008
Последнее обновление — 25 апреля 2008